Опубликовано пользователем admin
Дарителем выступил Евгений Николаевич Санников - выпускник Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища.
Последние годы Евгений Николаевич работал в охранном предприятии, и выпускники Воткинского лицея помнят его как приветливого дядю Женю. Только вот мало кто знает, что за плечами у этого статного мужчины – военная выправка осталась при нем, несмотря на болезнь, – служба в Афганистане, 28 боевых выходов.
Награды: Орден Красной Звезды, грамоты Президента СССР, знак ЦК ВЛКСМ «За воинскую доблесть», знак ЦК ДОМА (Демократическая Организация Молодежи Афганистана), медаль «От благодарного Афганского народа».
***
Родился Евгений Николаевич в д. Кузебаево Граховского района Удмуртской АССР 29 июля 1962 года. В Афганистане служил с 1988 по 1989 год. Командир разведвзвода полковой разведроты.
Из воспоминаний Евгения Николаевича Санникова:
- В составе 103-й гвардейской десантно-воздушной дивизии для прохождения дальнейшей службы в марте 1988 года был направлен в Афганистан. Дивизия базировалась в Кабуле. Службу проходил в 350 гвардейском парашютно-десантном полку разведроты командиром разведвзвода.
Первые впечатления от увиденного – еще в небе, когда вокруг нашего самолета кружили четыре вертолета Ми-24, отстреливая ловушки и жара днем +50 и больше, ночью – минусовая температура…
Задача разведроты в основном – это засадные действия и проводка колонн. В Афганистане я понял, что значит свист пуль над головой, обстрелы, работа нашей артиллерии, когда идет взаимный обстрел. Когда выходили в засады, распределялись по три человека, и каждый знал, что его спина защищена. Ходили ночью, никто не спал.
С благодарностью вспоминаю офицеров роты: первый разведвзвод – Никитенко-большой, третий разведвзвод – Никитенко-маленький, особая благодарность солдатам и сержантам, с которыми ходили в бой.
Самое страшное наказание было – отстранение от боевых действий и, конечно, горечь потерь: утром ели кашу из одного котелка, в обед его не стало… Погиб земляк Николай Дубовцев, похоронен в Селтах, Ефремов, порвана печень, прапорщику перебило обе стопы, два года по косточкам собирали.
Я разговариваю со многими, кто прошел Афганистан. Они с теплом вспоминают время службы, там сразу видно – «гнилой» человек или с ним можно идти в бой, не подведет. Многие говорят, что ввод войск был ошибкой. Те, кто прошел эту войну, считают – это была необходимость.
Сейчас в Европе сносят памятники советским солдатам, а в Афганистане, какая бы там власть не была, ни один памятник не снесен. Там шурави помнят.
Я пересек границу 12 февраля 1989 года. Прошло уже столько лет со времени вывода наших войск, но все помнится. Кто прошел войну, ходил по лезвию ножа, тот ценит жизнь, и не только свою.